Aug. 13th, 2016

20160813

Aug. 13th, 2016 01:46 pm
void_am: кот Шредингера (Default)
Вчера в час дико заболела голова; обзор выявил над левым берегом и Озеркой (вплоть до низа Рабочей и Кавалерийской) помутнение воздуха - сначала еле-еле заметное. Обычно мой сраный барометр выявляет смену погоды часа за два-три; тут смена погоды - с 33 до 20 с дождем и сильным ветром - ползла несчастных 2 километра шесть часов, ничем больше, кроме желаний залезть на стенку и отправить аптекарей в ад, себя не проявляя.

Пиздец какое хуевое и интересное метеоявление.
void_am: кот Шредингера (Default)
ну, вот, занялся альтернативным конструированием танчегов

Встретил как-то сообщение о том, как судоремзавод Звездочка судится с Росатомом по поводу оплаты за хранение утилизируемых реакторов с атомных подлолдок. Сначала держали лодочки на плаву, пока не распадутся короткие изотопы, затем по международному договору вырезали реакторные отсеки, которые надо было сразу отправлять на переплавку и захоронение. Но Росатом сделал круче: объявил, что пока перерабатывать не готов, и все это активное металлическое говно стало валяться на заводском дворе, вылеживаясь еще десятилетие, чтоб перерабатывать пришлось меньше. Завод, понятное дело, в ахуе от такого поворота - мало того, что рабочим дозу понемногу добавляет, так еще и место занимает: отсеков там от десятков подлодок. На работу по технологии бабок жалко, а вывезти баржей в Белое море и утопить с ней, как встарь - чотким пацанам ссыкотно. Народ-пидар мразь говно технолог, народ-бухгалтер, народ-левша, народ-исполним-обязательства-президента - будут по железяке выкидывать, чтоб не сильно заметно было..

Людишки - долбоебы, конечно, а мишек белых жалко. Посмотрел список проектов - да, старь, но попались и 949-е. Это такая дура - непонятно, зачем ее вообще строили.

Борьба с авианосцами потребовала применения тяжелых и дальнобойных крылатых ракет, могущих выстрелиться быстро и потому сформировать относительно плотную группу, имеющую шанс прорваться через ПВО. Предыдущие ракеты Аметист и Малахит размещались на строившихся в НижНовгороде подлодках проектов 670 и 670М; от проекта к проекту лодки тяжелели, их приходилось транспортировать на спецпонтонах на тысячу километров по рекам, после чего достраивать на верфи с нормальной глубиной акватории. В результате премии, а местами ордена и медали получали все - нижегородские строители, буксировщики, достройщики. А причина геморроя, иногда с радиационными авариями в миллионнике в густонаселенной части страны проста: заказчик имел дело не напрямую с заводом и минсудпромом, а через прокладку - ВПК ЦК КПСС и местный обком. А уговорить местного секретаря обкома (благодаря концентрации "жизненно важных" военных заводов имевшего относительно высокий вес) отдать немалую долю влияния - было делом крайне сложным, требовавшим практически военной операции (почему минобороны СССР не награждал за такие операции собственных генералов, дипломатов же награждали?). В результате и так из-за увеличившихся ракет набиравший вес эскиз подлодки был обязана стать супер-пупер, чтобы доказать свою невозможность постройки в речушке.
Мало постройки - ее проектирование забрали у горьковчан и передали их ленинградским конкурентам-рубиновцам. Конкурентам пришлось выцарапывать проект как у других лодочников (путем наращивания водоизмещения лодки), так и земляков-авианосников. Конечно, было бы проще и дешевле раздать каждому инженеру или сварщику верфи по паре тысяч рублей (директорам и академикам по сотне) - а уж потом искать желающих напрягаться делать проект... Но политэкономика буржуйского велфер-стейта была чужда стране советов, стахановски проебывавших одну конъюнктуру за другой.

Для рубиновцев тематика и фокусы крылатых ракет были вновинку, поэтому дело свелось к воспроизводству горьковской компоновки (ракет в боковых контейнерах) в циклопическом масштабе:



П-700 Гранит первоначально разрабатывались и для замены П5/500, поэтому их размеры подгонялись под существующие пусковые контейнеры надводных кораблей - ради, блять, экономии на спичках.

Вышло все наоборот. Специально утолщенная до усеченного конуса ракета головами ту не сильно изобретательных корабелов помещалась вне цилиндра прочного копуса, что привело к резкому уширению внешнего, обтекаемого легкого корпуса (пресловутый "батон"). Разница между подводным и надводным водоизмещением получалась гигантская, почти двойная - а ведь это масса, которую надо возить! А масса - это дорогая силовая установка, сидящая в прочном корпусе и увеличивающая его размер. Разумеется, это домино привело к циклопическим размерам корабля, циклопическим размерам эллинга для лодок (55-й цех Севмаша, долгое время бывшим самым высоким зданием в Европе, строился для них), циклопическим размерам кранов и лодочных пирсов. И феерическим ценам за всю эту хрень, начиная от удвоения сгоравшего урана до стоимости мегасооружений на северах. Но казнокрады всегда кормились на экстенсивных проектах -  стройке пирамид в египетской пустыне, автобанов в нищей на бензин нацистской Германии, чудом не рассыпающихся панелек времен загибания СССР, и снова автобанов к загибающимся нерентабельным ГДР-овским заводам на общенемецкие деньги.

Можно ли было поступить экономнее? Да, достаточно было убрать пусковые в прочный корпус, за рубку (как в конце концов и поступили на 885-м проекте). Лодка была бы не сложнее и опаснее, чем спроектированные тем же "Рубином" носители баллистических ракет 667-х проектов, и спокойно могла быть спроектирована на их базе. Более того, в носители "гранитов" можно было переоборудовать сами лодки проекта 667А. Они оснащались слабенькой недальнобойной Р-27, требовавшей для применения прорыв противолодочных рубежей, и потому в качестве гаранта ответного ядерного удара устарели. Проблема заключалась еще и в заключенном договоре ОСВ-1, ограничивавшем число пусковых баллистических ракет и побуждавшем переходить на более мощные Р-29 - переоборудование под которые всей серии (33 штуки), отходившей половину срока, было дорого и малоэффективно. Поэтому возобладал принцип "новая ракета - новая верфь и база флота", воплотившийся в 941-м проекте, а дорогостоящая серия 667А шла под нож и использовалась как опытовые.

Диаметр ракетной шахты Р-27 примерно 1,75-1,8 м. Диаметр Гранита с кольцом твердотопливных ускорителей 0,85 м, без него (и, возможно, с ужатием корпуса в зоне складного крыла) будет 0,7-0,75. Это даст место для размещения в шахте пары ракет с разделительной переборкой и зазором. Впрочем, даже если втупую всунуть одну пусковую Гранита в шахту, это будет выгодным решением (34 носителя с 16 ракетами против постройки новых 18 с 24 у каждой). Если же дословно выполнить требование ОСВ-1 и вырезать старую ракетную шахту (довольно затратная операция, которую все равно пришлось пройти), то проблема исчезает вовсе - можно ставить и 30, и больше пусковых. То есть такой носитель становится даже интереснее 949-го проекта, на котором, несмотря на циклопические размеры, нарастить еле-еле достаточный боекомплект было невозможно. Технология подготовки к пуску Р-27 и Гранита в силу жидкости топлива практически одинаковая, поэтому доработка этих систем была бы небольшая. Единственное, что пришлось бы доработать систему управления Гранита для обеспечения вертикального пуска, а также изменить БИУС  - не абы какая сложная проблема по сравнению с созданием нового.

С торпедным вооружением сложнее - по 533-мм калибру 667А не уступает 949-му ни по количеству пусковых, ни по боекомплекту, но для 650-мм место отсутствует. Впрочем, потребность в 650-мм калибре сомнительна - ПЛУР "Ветер" и торпеда 65-76 по массе и габаритам не сильно отличаются от "Гранита" и могут разместиться позади рубки. Смысла в торпеде 65-76, имея на борту мощные ПКР, я не вижу.

Шумность и средства обнаружения. С шумностью сложнее - лодка устаревшая; однако идеология применения в первую очередь крылатых ракет требовала целеуказания по спутниковым каналам связи вне зоны видимости своей гидроакустики и, соответственно, необходимости постоянного скрытного преследования. С обнаружением лучше - на опытовой лодке К-403 пр.667АК испытывался мощный ГАК МГК-540,  предназначенный для 949-х, прирост водоизмещения был небольшой (тонн 600-700), поэтому ценой снижения скорости на 0,5-1 узел можно получить современные возможности обнаружения и выбора маневрирования.
Скорость 27-28 узлов - на 5-6 узлов меньше, чем у цели или конкурента 949-го. Однако дальность полета ПКР (550 на большой высоте, 300-350 на малой) позволяет почти полностью перекрывать ширину Средиземного моря или океана между Гренландией и Исландией (а отчасти и Норвегией) - маневрирующие цели просто попадут в зону действия другого носителя (а их до 34 штук). Смысл гоняться на вдвое более тяжелом (и шумном, несмотря на меры) 949-м пытаясь взять авианосец на абордаж? Видимо, великим конструкторам и флотоводцам требовалось не оттеснить вражеские флоты от своих берегов (уже перенесших ядерные удары), а непременно их уничтожить. Кстати, на предназначенных для непосредственного сопровождения носителях КР проектов 670 и 670М посчитали достаточной скорость 25-24 узлов.

АПЛ с БР постройки конца 60-х-начала 70-х дожили практически до середины-конца 90-х, их вывод из эксплуатации был обусловлен больше некачественными договорными ограничениями, чем техническим состоянием. Следовательно, переоборудованные в противокорабельные (с комплексами Малахит, а позднее Гранит) лодки могли заменить 949-е практически на весь период службы, дав возможность продуманно строить новые корабли уже из новых материалов и по новым технологиям (вместо спешного близорукого затыкания дыр). Была бы достигнута высокая степень унификации обучения экипажей, способствовавшее безаварийности (а советский флот был тем еще винегретом). При необходимости вместо части ракетных шахт можно было бы установить более вместительную, чем на 949-х, всплывающую камеру (практически на весь экипаж). Это нематериальные преимущества.

Можно посчитать цену высокой скорости 949-х. Вдвое более тяжелая АПЛ имеет вдвое более мощную реакторную установку, главным образом определяющий цену постройки корабля. В современных ценах подлодка 949-го стоила бы порядка 3-х миллиардов долларов, 18-20 штук стоили бы 50-60 миллиардов в современных ценах. Также следует добавить цену 20 пирсов (с коммуникациями) - от 0,3 млрд. каждый (+6-10 млрд.). Стоимость 55-го цеха - это тоже несколько миллиардов. Плюс надо добавить цену ракет Р-27, производившихся для восполнения боекомплекта, несмотря на очевидное моральное устаревание модели. Их было выпущено 1800 штук при потребности в боекомплекте 544 штуки. При длительности хранения в 7-10 лет и запасе в полтора избыток ракет составил 1000 штук - при современной цене порядка 15-20 млн. за каждую выходит 15-20 млрд. (явно сказалась эйфория от успешности создания и непонимание ее стремительного и безнадежного устаревания в условиях гонки вооружений). Можно оценить и стоимость эксплуатации - порядка 35-40 млн. в год для лодки водоизмещения 667-го проекта и, соответственно, вдвое больше для 949-го (уран, ремонты): за 20 лет эксплуатации (при начале переоборудования с середины-конца 70-х) разница составит 12-15 млрд. Плюс можно добавить стоимость 8 лодок проекта 670М, менее мощных и становящихся просто ненужными - их цена не меньше миллиарда.
Итого разница между созданием 949-го составила около 100-110 млрд. долларов в современных ценах. Явно есть куда потратить - на станкостроение, например, или телевизоры каждому, или пенсию. И это только на крылатых ракетах.

Нихуево так наэкономил за 10 минут.

Profile

void_am: кот Шредингера (Default)
void_am

November 2019

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17 181920212223
24252627282930

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2025 01:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios