May. 3rd, 2016

void_am: кот Шредингера (Default)
Мой отец в перестроечные времена активно бэкапил тогдашний книжный интернет (хотя, например, на советское издание Майн Кампфа зарплаты советского инженера не хватало), поэтому мои книжные детство и молодость были если не довольно странными, то необычными. И среди прочей перестроечной околонаучно-публицистической литературы довольно ценной была известная в узких кругах "После коммунизма".
Если отбросить повторы и всякие дополнительные слова, то в ней говорилось о схожести хозяйствования и управления в Древнем Египте и СССР, и утверждалось, что иной, чем коммунизм по-советски, режим жизни при замещении частной собственности чиновным управлением невозможен. И что СССР будет гнить, как Древний Египет - только без западного благоухания разложения. Да и вообще постсоветское общество будет страшненьким, и говорить о прогрессе и будущем можно будет очень нескоро.

Конечно, к авторам потом появлялись вопросы по написанному, но они утверждали, что эта тема им неинтересна, они все написали. Смешно: сраный Тарасов, который тогда был никто и никак, писал за десятерых, а у этих никаких новых мыслей. Реалистичнее, что у авторов, сидящих по интересным синекурам вроде совета Россотрудничества и ЗАО РОЭЛ, собственных мыслей быть уже не может.

Сама тематика сравнения с Египтом не нова: остряки получали за это десяточки вскоре постройки в Кремле зиккурата. Мысль о том, что СССР - обычная политарная держава, была довольно трудной и потому непопулярной (как и книга): во-первых, читавшим передовицы с надоями и выплавками стали сложно было представить свою схожесть с рабовладельческой аграрной страной - отсюда и очень многословные объяснения в рамках еще существовавшего марксизма. Во-вторых, на сам марксизм не привыкли смотреть как на термодинамику, поэтому четкое разделение экономического базиса (в виде азиатского способа производства - при бытовом-то советском расизме) и общественно-политической надстройки было незыблемо.

Диванным теоретикам из "хороших мальчиков и девочек" трудно представить, что бумажная статистика и реальность в других местах очень сильно различается. Может, формально ты и свободный человек - но куда ты денешься с подводной лодки? Вот так капитаны и становятся первыми после бога - или самими богами, по мере упрощения культуры. Не имеет значения, что написано в конституции о частной собственности, если царские опричники могут спокойно отжать любые, даже самые крупные состояния у впавших в опалу. Поэтому многие социальные и экономические эффекты те же, что и при каком-нибудь Саргоне Древнем, а не в, простихокинге, ФРГ. Более того, мы можем воочию наблюдать азиатский способ производства без потребности в массовом ручном труде -  труба все решает. Решала, по крайней мере.

Даже приверженцы теории политаризма стесняются прямо сказать, что Египет и Междуречье возникли в результате экологической катастрофы, превратившей степи в пустыню, а скотоводов - в земледельцев на узеньких полосках земель вдоль самых больших рек. Поэтому нравы там специфические: в тундре - смерть, а в концлагере - жизнь. В известной дихотомии о вилке в глаз выбирается "да, Начальник, в жопу, и не раз!" - "египетский мир"(с), вот это все.
Пороки общественной организации (приводившие, в частности, к самоубийственным постройкам пирамид) существовали благодаря тому, что время (вернее, представление о нем) было цикличным: фараон - наместник Ра на земле, ведет учет и надзор. "Если не фараон - то кто?" - и так далее по иерархической цепочке.
Зациклившийся египтоцентризм был настолько силен, что Египет со всем свои м региональным военным могуществом не озаботился даже колониями в Малой Азии для решения дефицита металлов - в отличие от вассальных финикийцев, расселившихся не только по всему Средиземноморью, но и генетически (после смешивания с испанскими племенами) по всей Латинской Америке. Египтоцентризм тысячу лет использовало множество поработителей - от греков Македонского до византийцев; а потом пришли арабы и знакомством с достижениями других цивилизаций сделали из бедной страны с большим пафосом просто бедную страну.

Поэтому недостаточно просто выключить телевизор, чтобы население перестало верить в распятых мальчиков. Эти мифы, этот культурный комплекс об анально порабощающем Западе будет существовать довольно долго - как он просуществовали все 90-е. Ведь крымская истерия ужасна не столько попыткой обмана - кто поверит в распятого мальчика? - сколько перекличкой не выбравших вилку в глаз, выбравших полное согласие со сказанным телевизором, советской пропагандой в детстве и мнениием круга общения от домочадцев до коллег на работе.
Ошибкой было бы думать, что можно развернуть телевизор на 180 градусов и учить добру, "как в 90-е". Культура 90-х - в своем большинстве спутник-антипод советского официоза. Партком запрещает Лед Зеппелин и заставляет слушать Лозу? Тем хуже для Лозы. У нас секса нет? Ок, будем штамповать сиськи даже на сборнике кроссвордов для дачников-пенсионеров. Расчлененка, маньяки-педофилы, хитрости кремлевских интриг и тонкости трудоустройства по протекции, будоражащие душу гомо советикуса - это, что ли, "учить добру"? Люди не знают и не подозревают об особенностях муниципального самоуправления в других странах, их не интересует реальный опыт адаптации понаехов из бывших колоний, уровень дискриминации по половому и сексуальному признакам, особенности взаимоотношений отцов и детей... Тысячи вещей, которые должны были дать в 90-е Башни для обучения добру - и не дали почти ничего. Надо ли удивляться, что российская молодежь, падающая геройской смертью при попытке штурма языкового барьера, новой культуры не видит и не знает? Да и кто поверит в добро, имея предубеждения (а запоребриковые бараны в этом очень упорны)?

Нет смысла в "добром" телевизоре, только в правдивом.

Profile

void_am: кот Шредингера (Default)
void_am

November 2019

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17 181920212223
24252627282930

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2025 01:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios